- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
- – одно из направлений в буржуазной юриспруденции, рассматривающее право как явление психической жизни. Представителями этой школы являлись Кнапп, Ленинг и особенно один из представителей буржуазной юриспруденции в России Л. И. Петражицкий.
Право, по Петражицкому, не является объективно существующим социальным явлением, а представляет чисто психический феномен, а именно – особую разновидность тех переживаний, которые в психологии называются эмоциями. Особенность правовых эмоций состоит в их двойственной природе. Они обладают т. н. императивно-аттрибутивной природой в отличие от нравственных эмоций, обладающих императивной природой.
Нравственные (императивные) эмоции, или переживания индивида, связаны со «свободными» обязанностями, т. е. такими, на выполнение которых другая сторона, другое лицо не может претендовать. Так, напр., человек может при виде нищего переживать соответствующую эмоцию, повелевающую ему дать нищему милостыню, но сам нищий не может требовать милостыни как чего-то обязательного, причитающегося ему от данного лица. Правовые же (императивно-аттрибутивные) эмоции более сложны: они включают в себя и переживание того, что определённая обязанность не свободна, поскольку соответствующее лицо может потребовать выполнения этой обязанности. Так, должник переживает свой долг кредитору не только как обязанность уплаты по своей воле, но и как признание правомерности требований кредитора. Все правовые запреты, повеления, дозволения Петражицкий рассматривает исключительно как продукт психических переживаний, как своеобразные «эмоциональные фантазмы».
После Великой Октябрьской социалистической революции в советской юридической литературе была попытка объявить теорию Петражицкого совместимой с марксистско-ленинским учением о праве. Эту попытку сделал Рейснер, который так же, как и Петражицкий, утверждал, что право есть разновидность психических переживаний. В отличие от Петражицкого, он называл право не эмоциональным, а идеологическим переживанием. Рейснер утверждал, что если в этих переживаниях найти классовую окраску, то получится марксистская теория права. Из этого утверждения Рейснер сделал вывод, что во всяком государстве каждый класс имеет своё право. Таким образом, по мнению Рейснера, в СССР, пока не были ликвидированы эксплуататорские классы, наряду с пролетарским правом существовало и право эксплуататорских классов. Взгляды Рейснера, отрицавшего вслед за Петражицким объективное существование права, грубо искажавшего подлинную сущность советского социалистического права, не имеют ничего общего с учением марксизма-ленинизма о праве и реакционны по своему существу.
Различные варианты психологического учения о праве имеют своих представителей и в современной буржуазной «науке» права. Будучи вызванными в конечном итоге материальными условиями существования буржуазного общества, психологические учения имеют своей целью более ухищрёнными способами обосновать капиталистический строй и эксплуататорскую сущность буржуазного права. Вредность всех подобных учений в том, что они уводят с пути анализа объективного права на путь психологических изысканий в сфере индивидуальных переживаний, отрицают, всячески запутывают классовый характер права и вместо задачи борьбы против существующего эксплуататорского государства и права выдвигают реформистский путь «социального воспитания».
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.